Кейс-технологии
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе.
Суть метода:
Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы.
Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.
2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
5. Кейс должен допускать различные варианты решения.
В ходе обработки кейса, учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений.
Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа.
Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
-
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
-
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
-
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
-
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
-
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
-
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
-
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.