Профориентация– комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
В последние годы профориентация становится ключевым элементом образовательного процесса в школе.
Программа «Россия — мои горизонты» направлена на расширение знаний учащихся о разнообразии профессий, актуальных в современном мире, и помогает формировать осознанный выбор будущей профессии. В рамках данной программы проводятся встречи с профессионалами из различных областей, организуются мастер-классы и экскурсии на предприятия. Это позволяет учащимся не только ознакомиться с реальными условиями труда, но и задавать вопросы и получать советы от специалистов. Профориентации в школе демонстрирует положительные результаты: учащиеся становятся более уверенными в своих выборах, формируют ясное представление о своих целях и повышают мотивацию к обучению. Кроме того, программа способствует созданию системы наставничества, где старшеклассники помогают младшим в выборе профессий, а также укрепляет связь между школами и предприятиями, что открывает новые горизонты для профессионального роста и развития молодежи.
Таким образом, программа "Россия: мои горизонты" способствовала осознанному выбору профессии и расширила горизонты учащихся.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Формула выбора профессии
В выборе профессии могут помочь тесты напрофориентацию, рекомендации по выбору профессии, описание популярных и перспективных профессий, особенности образования и рынка труда, планирование карьеры размещённые на специальных сайтах
Сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов.
Сайт центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский». На сайте содержится каталог профессий, тематические статьи о профессиях. На сайте учащиеся могут пройти профориентационные тесты, получить консультацию психолога, задать интересующие их вопросы на форуме. На сайте есть раздел для ответственных за профориентационную работу в школе.
«E-xecutive.ru: справочник профессий». Раздел сайта «E-xecutive» содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и PR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи» и др.
На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру — крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащийинформацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов.
Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок «Образование и карьера — XXI век». На сайте находится информация о справочниках: «Высшее профессиональное образование в России», «Среднее и начальное профессиональное образование в Москве и Московской области», «Энциклопедия «Карьера».
Сайт содержит базу данных по вузам Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях обучения, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе. На сайте также можно найти информацию об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.
Словарь старшеклассника
Словарь старшеклассника
Интересы– побуждения познавательного характера.
Коррекция– это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессиональная пригодность– совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Склонность– побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).
Субкультура– это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
Типичные ошибки учащихся при выборе профессии
Типичные ошибки учащихся при выборе профессии
Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией.
Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
Рекомендации психолога при выборе профессии
Рекомендации психолога старшеклассникам.
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни. • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете. • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!». • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно. • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом. • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление. • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил. • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором. • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями. • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение. • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше. • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Типичные ошибки при выборе профессии
Типичные ошибки при выборе профессии: Выбор профессии «за компанию» Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу» Оцените свои интересы и склонности, выясните, какие профессии нравятся, представляет ли , чем хотел бы заниматься каждый день. Второй фактор – «Могу» Познакомьтесь с требованиями, которые может предъявить выбранная профессия. Можно ли способности и умения, знания и навыки, полученные в школе применить к выбираемой профессии. Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности. 1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора. 2. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта. 3. Исследуйте шансы успешности в каждом выборе и просчитайте последствия каждого варианта. 4. Продумайте запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.