Профориентация

  

Администрация Красноармейского муниципального района>>>

Управление образования администрации Красноармейского района>>> 

 

   

Официальный сайт

муниципального  общеобразовательного учреждения

 "Лазурненская средняя 

 общеобразовательная   школа"

 

Контактная информация:

Адрес:

Челябинская область,

Красноармейский район,

п.Лазурный, ул.Героев 2А

Телефон:

 8(351-50)41-2-63

  lasurnoe@mail.ru  

 

Профориентация и самоопределение учащихся

 

 

https://edunews.ru/

                   

 

            Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

"Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования"

 

                 Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

                  Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

 

Цель профориентационной работы в школе:

 

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

 

- Профессиональное просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

 

1-4 классы:

 

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

 

5-7 классы:

 

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- развитие представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики

 

8-9 классы:

 

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

 

10-11 классы:

 

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

 

Работа с учащимися:

 

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

 

Работа с родителями:

 

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Формула выбора профессии

В выборе профессии могут помочь тесты на профориентацию, рекомендации по выбору профессии, описание популярных и перспективных профессий, особенности образования и рынка труда, планирование карьеры размещённые на специальных сайтах

 

 

 

 

  • Каталог интернет-ресурсов о профориентации

    Каталог интернет-ресурсов о профориентации

    Адрес веб-сайта Комментарий
    www.proforientator.ru

    Сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов.

    www.profvibor.ru

    Сайт центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский». На сайте содержится каталог профессий, тематические статьи о профессиях. На сайте учащиеся могут пройти профориентационные тесты, получить консультацию психолога, задать интересующие их вопросы на форуме. На сайте есть раздел для ответственных за профориентационную работу в школе.

    www.e-xecutive.ru/career/trades

     

    «E-xecutive.ru: справочник профессий». Раздел сайта «E-xecutive» содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и PR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи» и др.

    www.ucheba.ru/prof

    На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру — крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов.

    www.znanie.info

    Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок «Образование и карьера — XXI век». На сайте находится информация о справочниках: «Высшее профессиональное образование в России», «Среднее и начальное профессиональное образование в Москве и Московской области», «Энциклопедия «Карьера».

    www.examen.ru

    Сайт содержит базу данных  по вузам Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах,  специальностях обучения, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе. На сайте также можно найти информацию об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.

  • Словарь старшеклассника

    Словарь старшеклассника

    Интересы – побуждения познавательного характера.

    Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

    Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

    Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

    Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).

    Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).

    Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

     

  • Типичные ошибки учащихся при выборе профессии

    Типичные ошибки учащихся при выборе профессии

    1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
    2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
    3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
    4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
    5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
    6. Отождествление учебного предмета с профессией.
    7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  • Рекомендации психолога при выборе профессии

     

    Рекомендации психолога старшеклассникам.

    Выбор профессии:

    • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
    • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
    • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!».
    • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
    • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
    • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
    • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
    • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
    • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
    • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
    • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
    • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
    • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

     

  • Типичные ошибки при выборе профессии

    Типичные ошибки при выборе профессии:
    Выбор профессии «за компанию»

    Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

    Выбор престижной профессии
    В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

    Отождествление учебного предмета с профессией
    Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 

    Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
    К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

    Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

    Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

    Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
    Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

    Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
    Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

    Выбор профессии под давлением родителей
    Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

    • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
    • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
    • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

    Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

    Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

    Первый фактор – «Хочу»
    Оцените свои интересы и склонности, выясните, какие профессии  нравятся, представляет ли , чем хотел бы заниматься каждый день.
    Второй фактор – «Могу»
    Познакомьтесь с требованиями, которые может предъявить выбранная  профессия. Можно ли  способности и умения, знания и навыки, полученные в школе применить  к выбираемой профессии. 
    Третий фактор – «Надо»
    Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1.    Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2.    Оцените  достоинства и недостатки каждого варианта.
    3.    Исследуйте шансы успешности в каждом выборе и просчитайте последствия каждого варианта.
    4.    Продумайте  запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

  • Что нужно знать о ВУЗе

     

Дата последнего обновления страницы 24.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения